В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796, в государственном учреждении образования «Детский сад № 1 г.п. Хотимска» разработана и утверждёна приказом инструкция по оказанию ситуационной помощи инвалидам.
Согласно инструкции, инвалиду, сопровождающему его лицу, при необходимости посещения государственного учреждения образования «Детский сад № 1 г.п. Хотимска», с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением образования, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения образования, указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.
Контактный номер телефона работников учреждения, за которыми закреплены обязанности по оказанию ситуационной помощи инвалидам: +375 2247 74 5 20.
ИНСТРУКЦИЯ
по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий при обращении в государственное учреждение образования
«Детский сад № 1 г.п. Хотимска»
|
Для обеспечения доступа инвалидам и лицам с ограниченными возможностями (далее - инвалиды) к помещениям государственного учреждения образования (далее - ГУО) «Детский сад № 1 г.п. Хотимска» (далее - детский сад № 1), наравне с другими лицами, разработан алгоритм оказания ситуационной помощи.
Оказание помощи проводится только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи.
Алгоритм оказания ситуационной помощи
Работник детского сада увидев человека с инвалидностью, испытывающего трудности при входе в здание:
выходит на улицу, уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, открывает входные двери;
оказывает помощь при входе в здание;
узнает о цели посещения и сообщает заведующему (лицу, его заменяющему) о посещении лица с инвалидностью;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин;
сопровождает до гардероба;
сопровождает до диагностического кабинета заведующего учреждением образования;
оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;
оказывает помощь при выходе из здания.
Особые потребности при посещении государственного учреждения образования «Детский сад № 1 г.п. Хотимска» лиц с инвалидностью, в зависимости от нарушенных функций организма
С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:
лица с двигательными нарушениями
лица с нарушением зрения
лица с нарушением слуха
лица с нарушением речи
лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.
Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями, использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.
Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при передвижении по зданию;
помощь при самообслуживании.
Алгоритм оказания ситуационной помощи.
Работник детского сада увидев посетителя с двигательными нарушениями:
выходит на улицу, предлагает подняться по пандусу, оказывает помощь при входе в здание;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения;
сообщает заведующему учреждением образования о посещении учреждения гражданином с двигательными нарушениями;
помогает раздеться в гардеробе;
сопровождает гражданина до места расположения кабинета заведующего учреждением образования, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
помогает заполнить необходимые документы;
по окончании приема, сопровождает гражданина до гардероба, оказывает помощь при одевании;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина к выходу;
оказывает помощь при выходе из учреждения.
Лица с нарушением зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями, также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;
Основные потребности лиц с нарушением зрения:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов);
помощь при самообслуживании.
Алгоритм оказания ситуационной помощи.
работник детского сада, увидев посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью, испытывающего трудности при входе в здание:
выходит на улицу, начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения; открывает дверь;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения
оказывает помощь при входе в здание;
отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей учреждения;
сообщает заведующему о посещении учреждения гражданином с нарушением зрения;
начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;
предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
помогает раздеться в гардеробе;
сопровождает гражданина с нарушением зрения до места расположения кабинета заведующего учреждением образования, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме;
помогает заполнить необходимые документы;
по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба, оказывает помощь при одевании;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу; оказывает помощь при выходе из учреждения.
Основные потребности лиц с нарушением слуха:
помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости);
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов).
Во время пребывания гражданина в учреждении работник детского сада знакомит с письменной информацией, расположенной в здании
предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.
Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.
работник детского сада, увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка и испытывающего трудности при входе в здание:
сообщает заведующему учреждением образования о посещении учреждения гражданином с нарушением слуха;
уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения кабинета, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;
помогает заполнить необходимые документы;
если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь;
при необходимости сопровождает до гардероба.
Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением речи
Работник детского сада, при обращении к нему посетителя с нарушением речи:
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;
сообщает заведующему о посещении учреждения гражданином с нарушением речи, нуждающегося в оказании ситуационной помощи;
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи, цель посещения;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
при необходимости сопровождает гражданина с нарушением речи до кабинета заведующего учреждением образования, предоставляет информацию гражданину с нарушением речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
помогает заполнить необходимые документы;
при необходимости сопровождает до гардероба;
если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.
Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.
Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов);
помощь при самообслуживании.
Алгоритм ситуационной помощи
лицам с когнитивными нарушениями
Работник детского сада при обращении к нему посетителя с интеллектуальными нарушениями:
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями, цель посещения;
сообщает заведующему учреждением образования о посещении учреждения гражданином с интеллектуальными нарушениями;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения кабинета заведующего учреждением образования, и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
в кабинете оказывает помощь в ориентации;
помогает заполнить необходимые документы;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до гардероба;
оказывает помощь при одевании;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;
оказывает помощь при выходе из учреждения.