Памятка для родителей к летним каникулам
Вот и настало время долгожданных летних каникул. Многие ребята отправятся или уже отправились в гости к бабушкам и дедушкам, лагеря, некоторые останутся дома. Задача взрослых - уберечь их от необдуманных поступков и научить безопасности. Для этого мы сейчас вспомним простые правила безопасности.
Умеет ли ребенок вести себя, знает ли правила безопасности – это то, о чем необходимо поговорить в первую очередь. Психологи говорят, что даже взрослому человеку необходимо возвращаться к теме каждые полгода, чтобы ее не забыть. Представляем вам памятку к летним каникулам, с темами на которые следует обратить внимание.
ДОМА
1) Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.
2) Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.
3) Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.
4) Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.
5) Если есть возможность, поручите старшим детям присматривать за младшими.
6) Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.
7) Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.
ДЕРЕВНЯ ИЛИ ДАЧА
1) Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2) Если вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте малышам, что игры на стройке или в местах, где ведется ремонт, небезопасны.
3) Деревня или дача – это не только отдых, но и уход за садом и огородом. Если вы обработали овощи химикатами, то обязательно обезопасьте территорию каким-либо ограждением и доходчиво объясните ребенку, что заходить туда строго-настрого запрещено, а тем более срывать и пробовать что-то на вкус. Уберите лекарства и химические вещества, необходимые как для сада-огорода, так и для бытовых нужд, в недоступные для ребенка места.
4) Позаботьтесь о том, чтобы на участке не было ядовитых растений. Если недалеко находится лес, покажите и расскажите ребенку, какие растения и ягоды нельзя трогать и тем более есть.
5) Занимаясь хозяйственными делами, не забывайте, что ребенок не должен быть предоставлен сам себе – вы должны знать, где он и с кем играет. Если речь идет о маленьких детях, здесь совет один – не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.
ВОДОЕМ
Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха, как водоемы. Не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, баловаться на воде.
НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ
Главное здесь – научить детей, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Спросите у ребенка, что он будет делать, если вдруг останется один дома и в дверь кто-то позвонит. Скажет ли он, что мамы нет дома или вовсе откроет дверь малознакомому человеку – это важно узнать и понять заранее. Научите его, что лучше спросить «кто там?», а затем сказать, что «папа спит». Или сразу же позвонить родителям и сказать, что в дверь кто-то звонит.
БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Летом дети большинство своего времени проводят, играя на улице. Но что делать ребенку, если к нему подойдет бездомная собака, начнет рычать и лаять? Объясните, что нельзя убегать, махать руками и делать другие резкие движения, смотреть в глаза и паниковать. Лучший вариант – остановиться, дать команду «фу!» или «сидеть!», а затем медленно двигаться в укрытие.
ПДД
Кроме того, ежедневно напоминайте своему ребенку о правилах дорожного движения. Это не только о том, как и где переходить дорогу, но и о правилах велосипедиста, ведь езда на велосипеде – одно из любимых летних занятий у детей. К слову, ребятам до 14 лет ездить по дорогам и улицам – строго запрещено. Это относится и к дворам, где ездят машины. Тем, кому еще нет четырнадцати, можно ездить по велодорожкам и закрытым для автомобилей площадках.
ВЫВОД
Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Внимание, любовь и забота – лучшие средства для защиты вашего малыша от возможной беды. И помните: ребенок всегда смотрит на вас. Поэтому пусть ваш пример соблюдения правил безопасности научит его и подарит ему здоровое, счастливое и безопасное детство.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летних каникул в учреждении образования составляет 92 дня.
Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности направлены на обогащение и накопление двигательного опыта воспитанников; закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, равновесие; развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость); овладение техникой спортивных упражнений (катание на велосипеде, самокате, плавание), элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон) за счет оптимального и вариативного применения предметно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников и др.
Утренняя гимнастика включает:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3—4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий,
простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке (стадионе);
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения,
хороводы и др.
Варианты проведения подвижных игр и физических упражнений на первой и второй прогулках:
комплекс подвижных игр (2—3 игры) различной подвижности
(малой, средней, высокой) и физических упражнений с определенной
направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие (совершенствование) физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
спортивные упражнения и элементы спортивных игр;
игры с элементами спортивного ориентирования;
комплекс подвижных игр (2—3 игры), в том числе белорусских
народных игр, разной подвижности и с разными видами основных
движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников, их физические, нравственно-волевые качества, интеллектуальные способности.
Физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья как формы коллективного, деятельного отдыха, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствуют развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждают каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм.
Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в летний период необходимо создание следующих условий:
включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность воспитанника (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения воспитанником физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений воспитанников, выполнения ими физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.
Для развития навыков здорового образа жизни, развития у воспитанников общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и общих координационных способностей, гибкости, а также обучению детей ориентировке на местности и др. в мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет включают различные формы организации пешего туризма (экскурсии, прогулки, пешеходные (туристские) прогулки и пр.).
Важным средством укрепления здоровья воспитанников является закаливание при условии, что оно органично включено в комплекс различных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания с учетом возраста воспитанников необходимо включать в компоненты распорядка дня, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения образования, возраста обучающихся);
дневной (ночной) сон при открытых форточках (избегая сквозняков);
ходьба босиком по траве, песку;
физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе
в облегченной, не стесняющей движения одежде;
умывание в течение дня, в том числе прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой;
индивидуальное закаливание в семье и др.
Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:
изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства, отображающих красоту летней природы; проведение художественно дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете; экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (например, деревьев, цветов и др.), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник (монотипия, кляксография, ниткография, пластилинография (модульная, мозаичная, контурная) и др., смешанные техники);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, рельефы (декоративные пластинки);
аппликационная деятельность (коллективная и индивидуальная): создание плоскостных, полуобъемных изображений из разных материалов (бумага, соломка, ткань, природные и дополнительные материалы и др.), с элементами флористики, коллажи;
конструирование техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов и пр.);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн подарков к праздникам, дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений);
декоративно-пространственный дизайн (декоративные объекты для интерьера группы, декоративные панно, многоплановые архитектурно- художественные композиции и др.).
В летний период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
использование музыки в разных компонентах распорядка дня; фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр, музыкальных викторин и др.;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (например, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
элементарное музицирование воспитанников (соло, ансамбль, оркестр);
самостоятельная музыкальная деятельность воспитанников (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение воспитанников к произведениям художественной литературы и фольклора.
Источник:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период»